Искусство помогает ученым всколыхнуть интерес к природе

Норвежская художница Тон Бьордам была до слез потрясена, когда в 2013 году в Уругвае Карл Фолк, научный директор Стокгольмского центра устойчивого развития, показал диаграмму из трех концентрических кругов, символизирующих природу, общество и экономику.

Он сказал, что если экономика рухнет, общество и природа, скорее всего, выживут, если общество разрушится, то природа может сохраниться. Но если природа – экосистемы планеты, дикая природа и климат — погрузятся в хаос, общество и экономика последуют за ней.

Результатом этого потрясения стала инсталляция на фото: большой круг, покрытый растительностью, укрывает меньший диск, установленный с рекой и полями выше, и лабиринт городских огней внизу, а под двумя блестками – маленький глобус, украшенный деньгами с монетами, капающими вниз. «Если вы разрываете связи, которые удерживают природу, все разваливается», – говорит Бьордам.

Инсталляция Tone Bjordam Nature / Society / Economy на конференции Resilience 2017, Стокгольм

Инсталляция Tone Bjordam Nature / Society / Economy на конференции Resilience 2017, Стокгольм

Художница проводит большую часть своего времени в природе, наблюдая и фотографируя ландшафты гор, озер и лесов, а остальное время создает живопись, графику и скульптуры, вдохновленные естественными науками.

Бьордам считает, что ее художественная работа может помочь показать обществу красоту и хрупкость нашей среды – и необходимость защитить ее. «Реальное участие часто начинается с интересного или даже фантастического опыта в природе или искусстве», – сказала она.

Мартен Сэффер, профессор Вагенингенского университета и директор Североамериканского института проблем адаптации и устойчивого развития работает с математиками, которые пытаются понять, можно ли определить «критический переход» в гуще беспорядка, создаваемого политической, экономической и климатической нестабильностью, которую переживает мир сегодня.

В 2012 году Сэффер и Бьордам выпустили видеоролик «Критические переходы», о процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, и о том, как система может подготовиться к кризису, как бы внезапно он ни наступал. Абстрактные картины в движении и пейзажи в потоке настроены на музыку, сочиненную и исполненную голландским ученым.

Бриджит Батист, директор Исследовательского института биологических ресурсов им. Александра фон Гумбольдта в Колумбии, живет в условиях такого кризиса – гражданской войны своей страны, которая длится уже около 50 лет. Она полагает, что хрупкое мирное соглашение поможет Колумбии изменить подход к своему будущему, чтобы избежать повторения конфликта.

«Мы можем жить с определенной неопределенностью и двусмысленностью». Искусство, музыка и новые языки «дают нам более мягкий способ увидеть реальность, и это помогает нам строить компромисс», – сказала Батист. Она полагает, что искусство очень важно для устойчивого развития в странах Латинской Америки. С этой целью институт выпустил набор карт таро с колумбийскими растениями и животными, чтобы помочь людям по-разному думать о себе и природе. А в декабре начнется публикация научно-фантастического романа для молодых читателей под названием The Resilience Chronicles (Хроники жизнестойкости?).

Шведский сопрано-саксофонист и композитор Андерс Паулссон полагает, что музыка может создавать мосты между людьми – от детей до бывшего генерального секретаря ООН – и вдохновлять их заботиться о планете и ее природных ресурсах.

Андерс Паулссон из Coral Guardians играет на своем саксофоне на острове Danjugan, Филиппины. Фото: Кайла Ледесма

После работы в качестве добровольца-дайвера, считающего беспозвоночных на Даньюгане, находившемся под угрозой исчезновения коралловом рифе на Филиппинах, он стал одним из основателей организации под названием Coral Guardians.

Он организует мероприятия, объединяющие науку и музыку, где встречаются люди, чтобы обсудить опасности, угрожающие коралловым рифам, и способы их защиты. Эти концерты помогают не только сохранять природу, но и объединять людей. После выступления недалеко от Даньюганского заповедника «мы услышали, что люди, которые не разговаривали друг с другом в течение 10 лет, смогли снова поговорить», – сказал Паулссон.

На других концертах ученые впервые почувствовали эмоциональную энергию своей работы, когда на похожем мероприятии, организованном Фондом Тейлберга, Кофи Аннан сыграл на барабанах. «Музыка задает единые правила, так что любой может говорить с кем угодно», – добавил всемирно известный музыкант.

На острове Даньюган Фонд сохранения филиппинских рифов и тропических лесов проводит лагеря для детей, использующих коралловые рифы и океан в качестве своеобразного класса. «Потребуется 10 лет, прежде чем эти дети станут лидерами сообщества, но в конечном итоге они придут с другой перспективой, чем их родители», – говорит Полссон.

После премьеры в апреле «Коралловой симфонии» – «Размышления Кумулипо», музыкальной поэмы, сочиненной Паулссоном по мотивам гавайской песни, рассказывающей о том, что творение мира начали коралловые полипы, Coral Guardians планирует работать над 10-летним проектом с Conservation International по посещению коралловых рифов и сотрудничеству с местными музыкантами.

«Если кто-то запоет об охране природы поэтически, а не просто научно, а люди … по-настоящему подхватят, это будет сдвиг в сознании».

По мотивам: http://www.khmertimeskh.com/5081786/scientists-jam-creatives-stir-public-passion-nature/

О плагине Ксения

Экотерапевт, гештальт-практик, специалист по поиску и восстановлению душевных сил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.